426009, г.Ижевск, ул.Ленина 98а.
+7 (341) 264-2692

Полезная информация

Предлагаем Вашему вниманию статью главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, зав.детским офтальмологическим отделением БУЗ УР "РОКБ МЗ УР" Тоубкиной Светланы Григорьевны

"Что нужно знать о близорукости родителям школьника"

 Близорукость (миопия) является наиболее частым дефектом зрения и встречается у каждого 3-4 жителя России. Приобретенную близорукость часто называют школьной потому, что она начинает проявляться в школьном возрасте. У школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8%, у старших школьников увеличивается до 25-30%.

   В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50%. Так как условия для возникновения близорукости и ее осложнений закладываются в период школьного обучения, то и выявление, профилактика развития и прогрессирования близорукости и ее осложнений должны проводиться именно в этот период.

     Родителям школьника необходимо знать, какие факторы риска могут привести к возникновению и прогрессированию близорукости.

К основным факторам риска развития миопии относятся:

1) наследственная предрасположенность;

2) ослабление способности ребенка фокусировать глаз с далеко- на близкорасположенные объекты;

3) слабость соединительнотканной оболочки глаза.

    Кроме того, факторами риска являются ранние и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, использование компьютеров и гаджетов (телефонов и планшетов), недостаточное физическое развитие, эндокринные изменения в организме, недостаток кальция, гиповитаминоз, снижение иммунитета, неблагоприятная экология, неправильное питание.

    Поэтому в группах риска возникновения и прогрессирования близорукости обязательно окажутся:

- дети близоруких родителей;

- дети, рано начавшие читать;

- дети, посещающие гимназии и лицеи;

- ослабленные, длительно и часто болеющие дети.

    Длительно существующие факторы риска побуждают организм ребенка так изменять оптическую систему глаза, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения. Это достигается, главным образом, удлинением глаза в переднезаднем направлении. При этом близорукость прогрессирует. Поэтому, зная о наличии одного или нескольких перечисленных факторах риска, родители совместно с врачом-офтальмологом должны предпринять меры для профилактики этого заболевания.

    Чтобы уберечь своего ребенка от возникновения близорукости, родители должны научить его, во-первых, соблюдать режим зрительных нагрузок. Обязательно делать перерывы в работе со зрительной нагрузкой на близком расстоянии каждые 20-25 минут. Научите ребенка несложным упражнениям зрительной гимнастики в домашних условиях. Создайте для ребенка условия для занятий физкультурой и спортом (бадминтон, плавание, теннис). Проконсультируйтесь со специалистом о назначении ребенку, профилактически, комплексов витаминов и минералов, антиоксидантов, антоцианов.

   Если у Вашего ребенка близорукость уже развилась, не пренебрегайте назначенной офтальмологом оптической коррекцией: очками, контактными линзами. Для профилактики прогрессирования и осложненного течения близорукости Вашему ребенку будет назначено медикаментозное лечение, улучшающее тканевой обмен в глазу, процедуры для поддержания высокой остроты зрения с коррекцией в виде домашних тренировок или специального аппаратного лечения в условиях кабинетов охраны зрения детей, Центра лечения и профилактики близорукости, оперативное лечение – склеропластика, для укрепления склеры – соединительнотканной оболочки глаза. Для профилактики осложнений со стороны сетчатки глаза – медикаментозное лечение и, по показаниям – лазеркоагуляция сетчатки. При прогрессирующей близорукости Ваш ребенок должен посещать офтальмолога 1 раз в 6 месяцев, при стабильной – 1 раз в год.

     Состояние здоровья наших детей определяет здоровье общества и будущее нации, поскольку от него зависит готовность к школьному обучению, возможность реализовать себя в выбранной профессии, пригодность к службе в вооруженных силах, репродуктивный потенциал.

Поэтому, сохранить зрение ребенку-школьнику – наша общая задача.